НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ
Мученики Древней Церкви
Почитание древних мучеников
Первоначально почитание мучеников носило местный характер, но в IV в. получило более широкое распространение. Из дней памяти мучеников составлялись богослужебные календари. В самом раннем сохранившемся календаре Римской Церкви (сер. IV в.) указаны дни поминовения 50 мучеников, среди них - Перпетуя и Фелицитата и Киприан Карфагенский, пострадавшие в Африке.
Началось формирование богослужебных последований в дни памяти мучеников, в состав которых нередко входили вигилии (бдения). В римской Африке сказания о мучениках читались в дни их памяти, что упоминал блаженный Августин. Над могилами мучеников строили базилики, привлекавшие паломников. Августин писал, что «кровью мучеников обагрена вся земля, их венцами расцветает небо, церкви украшены их гробницами, времена года размечены их памятными днями» (In Ps. 118. 30. 5).
По словам блаженного Иеронима, толпы жителей Рима, не обращая внимание на заброшенные языческие храмы, устремлялись на пригородные кладбища, к гробницам мучеников (Ep. 107. 1). В римских катакомбах обустраивали могилы мучеников, ранее почти не выделявшиеся среди прочих захоронений: расширяли и укрепляли подземные помещения и галереи, прокладывали дополнительные лестницы и световые колодцы, украшали усыпальницы мраморной облицовкой и надписями. Над могилами мучеников нередко устанавливали алтари. Служение Литургии на гробах мучеников предание приписывает папе Римскому Феликсу (269-274), достоверные сведения об этом обычае относятся к IV в.
Среди росписей римских катакомб есть фигуры орантов (молящихся с воздетыми руками), которых можно идентифицировать как мучеников. В письменных источниках упоминания об изображениях святых присутствуют уже в начале IV в. (апостолах Петре и Павле). Самые ранние примеры изображений мучеников, конец IV в., сохранились в Риме; в росписях кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы и др. Изображения апостолов, М. и епископов встречаются на донцах стеклянных сосудов, выполненных в технике «золотое стекло». Начиная с V в. образы мучеников все чаще включали в планы росписей и мозаик христианских церквей. Самым распространенным их атрибутом была диадема или лавровый венец, реже - крест (изображение мученика-диакона, предположительно св. Лаврентия, в т. н. мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, 1-я пол. V в.).
При захоронениях мучеников нередко находились столы для поминальных мученических трапез, сохранившиеся в римских катакомбах. Однако блаженный Августин осуждал подобные трапезы. Широкое распространение в Римской империи получила практика погребения рядом с гробницами мучеников. Самое раннее упоминание об этом содержится в «Актах мч. Максимилиана», который упокоился в Господе ок. 295 г. Свт. Григорий Нисский похоронил родителей близ гробницы сороко мученикоов в Севастии, чтобы они воскресли вместе со своими заступниками. Амвросий Медиоланский завещал похоронить себя рядом с мучениками, чтобы заручиться их молитвами перед Богом.
Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы, Рим. 375–380 гг.
Мч. Онисидор. Мозаика ротонды вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. V в.
По словам Илария Пиктавийского «чтимые кости» мучеников изгоняли демонов и излечивали болезни. Сборник описаний чудес по молитва к святым - «Чудеса св. Феклы» от носится к 440-е гг.В IV в. на Востоке сложилась практика перенесения и разделения мощей М. Этот обычай противоречил римскому праву, но при императоре Констанции (в 356 г.?), в Константинополь были доставлены мощи апостолов Андрея, Тимофея и Луки. Святитель Амвросий собирал в Медиолане частицы мощей мучеников и делился ими с другими западными епископами. Частицы мощей распространялись по миру словно капли благодатной росы: их целительная сила присутствовала даже в тех местах, где никогда не было мучеников. Несмотря на это, в Риме по-прежнему действовал запрет на вскрытие могил мучеников. Вместо частиц мощей из Рима рассылали реликвии - кусочки ткани, масло, прах из усыпальниц святых, предметы, к которым они прикасались. Гробницы мучеников в пригородных катакомбах стали вскрывать только в VIII в. для перенесения мощей в городские церкви.Большую известность получило чудесное обретение мощей первомученика архидиакона Стефана в Кафаргамале (ныне Израиль) в 415 г.; от мощей было отделено множество частиц, разосланных по всей империи.
Мч. Онисидор. Мозаика ротонды вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике. V в.
Orthodox Church
Почитание новых мучеников побуждало различать истинных и ложных мучеников. Соборы в Карфагене запретили почитать самоубийц и раскольников, постановили разрушить алтари, под которыми не было мощей или других реликвий мучеников. Эти меры были направлены против культа донатистских мучеников. Блаженный Августин, озабоченный почитанием донатистских мучеников, утверждал, что насильственная смерть за веру - не единственный критерий мученичества, т. к. настоящие мученики сохраняли верность Церкви и вели добродетельный образ жизни (Serm. Domini. I 5). Августин жаловался на торговлю частицами мощей М., «если только это действительно были мученики» (De opere monach. 28. 36). Он подчеркивал разницу между христианским почитанием мучеников и языческим культом богов: христиане поклоняются Единому Богу и только Ему приносят жертвы на алтарях, воздвигнутых в память о мучениках, пострадавших за Него (De civ. Dei. XXII 10). Он неоднократно напоминал слушателям, что нельзя молиться об упокоении мучеников, но христиане должны поручать себя их молитвам.
New Martyrs