top of page
Якорь 1
0010_edited.jpg

Дивен Бог во святых

Смысл мученического подвига

Уникальность христианского понимания мученичества в том, что это самопожертвование ради свидетельства о вере, это подражание Христу, Который заповедал ученикам взять крест и следовать за Ним (Мф 10. 38).
Мученики сравнивались с «атлетами», «борцами» (букв. «подвижниками»), а мученичество
с состязанием («подвигом»), победитель состязания награждается венцом бессмертия.

МцПерепетуя.jpg
Мц. Перпетуя. Мозаика ц. Евфразиана в Порече, Хорватия. 543–553 гг.

Тертуллиан называл подвиг мученичества воинским служением Богу. В этой битве противником мучеников был диавол, который и был настоящимвиновником гонений. Апологеты, доказывая благочестие и высокую нравственность христиан, указывали на героизм мучеников. Блаженный Августин писал о мучениках: «Побеждал в них Тот, Кто в них пребывал: не для себя, для Него они жили и, когда пришла смерть, не умерли» (Aug. Serm. 280. 4). Мученики отдавали жизнь за Христа в надежде на воскресение (Tertull. Ad nat. I 19. 3). Нередко подчеркивается, что святые с радостью шли на смерть (напр.: Pass. Perp. 6. 6; 18. 1-3).

Мученики становятся причастными к страстям Христовым и Его победе над смертью. Священномученик Игнатий уподобляет себя евхаристическому приношению: «Я добровольно умираю за Бога... Я пшеница Божия, пусть измелят меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым. Тогда я буду поистине учеником Христа... Молитесь обо мне Христу, чтобы я посредством этих орудий сделался жертвой Богу» (Ep. ad Rom. 4). Подвиги мучеников способствовали распространению христианства (Tertull. Apol. adv. gent. 50. 13).

Широкое распространение получила трактовка мученичества как «крещения кровью» (у Тертуллиана De bapt. 16, в «Страстях Перпетуи и Фелицитаты» Pass. Perp. 18. 2, 21. 2). В «Пастыре Ермы» Церковь описывается как здание из живых камней, среди которых есть как святые, в том числе мученики, так и грешники (III 3. 5). Ориген был обеспокоен прекращением гонений и отсутствием мученичества: «Мученики не приносятся за нас в жертву, поэтому наши грехи остаются с нами» (In Num. 10. 2). Идея небесного заступничества мучеников была связана с представлением о единстве всех христиан как на небесах, так и на земле («общение святых»).

Начиная с послания о Лугдунских мучениках словом «мученик» обозначали казненных христиан, претерпевшие страдания за веру именовались исповедниками (греч. омологитис). Благодаря значимости мученического подвига у древних христиан сложилось особое отношение к исповедникам. По словам священномученика Киприана Карфагенского, исповедников «Христос удостаивает почестей среди мучеников» (Exhort. mart. 12). Признавалось их право отпускать грехи, прежде всего грех отступничества от Христа (Euseb. Hist. eccl. V 2. 6-7; VI 42. 5). В начале IV в. сформировался даже раскол донатистов, которые считали, что «Церковь мучеников» характеризуется стойкостью при гонениях и разрывает общения с церковными лицами, проявившими слабость в исповедании Христа. Так стали возникать деже лжеучения о мученичестве.

i400.jpg
Молитвенное обращение к апостолам Петру и Павлу в катакомбах св. Севастиана в Риме. III в.

Климент Александрийский попытался определить «истинное» и «ложное» мученичество. Он осудил сознательное стремление некоторых христиан к мученической смерти, христианам следовало скрываться от гонителей, а не провоцировать их (Strom. IV 4. 16-17). Блаженный Августин в полемике с донатистской идеей «Церкви мучеников» подверг резкой критике идею добровольного мученичества, приравняв его к самоубийству.

С другой стороны, последователи гностических ересей напротив отрицали значение мученического подвига. Они полагали, что тело не может воскреснуть, его страдания являются заслуженным наказанием за грехи и в отличие от эзотерического «знания» не могут спасти человека (Iren. Adv. haer. III 18. 5).

Климент Александрийский попытался определить «истинное» и «ложное» мученичество. Он осудил сознательное стремление некоторых христиан к мученической смерти, христианам следовало скрываться от гонителей, а не провоцировать их (Strom. IV 4. 16-17). Блаженный Августин в полемике с донатистской идеей «Церкви мучеников» подверг резкой критике идею добровольного мученичества, приравняв его к самоубийству.
С другой стороны, последователи гностических ересей напротив отрицали значение мученического подвига. Они полагали, что тело не может воскреснуть, его страдания являются заслуженным наказанием за грехи и в отличие от эзотерического «знания» не могут спасти человека (Iren. Adv. haer. III 18. 5).
В IV в. возникла концепция «бескровного» мученичества, под которым понималась аскеза. Аскетическая святость унаследовала от учения о мученичестве мотивы самоотречения, духовной борьбы, небесной награды и чудесной силы, которую подвижник получал от Бога. Святитель Афанасий Александрийский в «Житии Антония» представлял преподобного Антония как нового мученика, чья аскеза была «ежедневным мученичеством» (Vita Antonii. 47. 1).
Почитание мучеников во II-III вв. легло в основу культа христианских святых. В этом почитании было признание святости мучеников, молитвенные воззвания к ним и ежегодные поминальные собрания на их могилах. В Ветхом Завете святость понимается как свойство, присущее Богу, оно распространяется на избранный народ, в Новом Завете - на апостолов и всех верующих. «Мученичество Поликарпа» говорит о «святой плоти» мученика (Martyr. Polyc. 17. 1; 18. 2). Эпитет «святой» при имени мученика получает распространение в IV в.
В римских катакомбах сохранилось большое число надгробных надписей III-IV вв. с просьбами о молитве и заступничестве, обращенными к усопшим, пребывавшим во Христе и среди святых. Тертуллиан упоминает ежегодное поминовение умерших в дни их кончины, этот день именовался «днем рождения в вечную жизнь».

i400 (1).jpg
Архитектурный комплекс при мартирии ап. Филиппа в Иераполисе, совр. Турция

Начиная со 2-й половины II в. встречаются сведения о благоговейном отношении христиан к могилам мучеников. На пригородных кладбищах Рима указывали места погребения мучеников-апостолов Петра и Павла. Христиане стремились взять останки мучеников и достойно их похоронить, желали получить реликвии мучеников. На рубеже III и IV вв. у карфагенской христианки Луциллы хранилась частица мощей некоего мученика, Луцилла почитала святыню благоговейным целованием (Optat. Contr. Parmen. I 16).

О торжественном праздновании дней памяти мучеников, которое сопровождалось Евхаристией, гимнами и псалмами, трапезой для бедных, говорится в «Послании к собранию святых» императора Константина Великого.

Почитание мучеников получило отражение в житийных сказаниях, самые ранние из которых написаны во 2-й половине II в. В одних сказаниях содержалось подробное описание казни мученика и предшествовавшие ей события («Мученичество Поликарпа»), другие тексты облекались в форму судебного протокола с кратким сообщением о казни мученика («Акты Иустина Философа»). Жития имели целью прославление мучеников и сохранение памяти о них -  и должны были воодушевить христиан на мученический подвиг.

Мученичество в истории Церкви

001.jpg
Избиение вифлеемскиех младенцев. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в.

Первыми христианскими мучениками считаются Вифлеемские младенцы, архидиакон Стефан и святая Фекла. Наибольшее число древних мучеников относится к периоду гонений на христиан в Римской империи. После равноап. Императора Константина мучениками становились миссионеры, искоренвшие идолопоклонство, например, сщмч. Маркелл († 389), убитый язычниками за разрушение их храмов в Апамее. Многие мученики пострадали от византийских императоров-ариан, напр. сщмч. Павел I, архиеп. Константинопольский († 350). В эпоху иконоборчества пострадали прмч. Стефан Новый († 764) и др.

Мучениками становились христиане, жившие вне пределов Римской империи; не считая кратковременного гонения при императоре Юлиане Отступнике, например, бывший персидский маг Анастасий († 628) уверовал во Христа после перенесения Креста Господня, претерпел мученичество за отказ вернуться к зороастризму. Было массовое мученичество христиан в Южной Аравии в 523г., пострадавших от местного царя-иудея. В IX в. за проповедь христианства в языческой Болгарии пострадали митр.  Мануил и др.

Мученическую смерть принимали христиане, обратившиеся из ислама (например, АНотний-Равах). Мучениками становились христиане, попадавшие в плен к иноверцам в ходе военных действий и оказавшиеся перед необходимостью исповедовать свою веру. В греческой традиции христиане, убитые мусульманами в эпоху османского владычества, обычно именуются новомучениками.

002.jpg
Прмч. Евстратий Киево-Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. К., 1702.

Известны случаи, когда к мученикам причислялись не только те, кто пострадали за прямое исповедание христианской веры веры, например, в IV в. в результате набегов сарацин были убиты Синайские преподобномученики. Особый интерес представляет описание мученичества в Житии Антиохийского патриарха Хриситофора († 967), убитого в результате заговора мусульман, опасавшихся его возвышения при местном правителе. Автор жития, Ибрахим ибн Юханна, показывает, что, несмотря на политический характер заговора, патриарха следует считать настоящиммучеником.

В истории Русской Церкви появились еще до Крещения Руси. Первыми можно назвать епископов, прибывших в Херсонес в нач. IV в. Согласно «Повести временных лет», в 983 г. киевские язычники убили 2 варягов-христиан, Феодора и его сына Иоанна.

Мучениками становились христиане, жившие вне пределов Римской империи; не считая кратковременного гонения при императоре Юлиане Отступнике, например, бывший персидский маг Анастасий († 628) уверовал во Христа после перенесения Креста Господня, претерпел мученичество за отказ вернуться к зороастризму. Было массовое мученичество христиан в Южной Аравии в 523г., пострадавших от местного царя-иудея. В IX в. за проповедь христианства в языческой Болгарии пострадали митр.  Мануил и др.

Мученическую смерть принимали христиане, обратившиеся из ислама (например, АНотний-Равах). Мучениками становились христиане, попадавшие в плен к иноверцам в ходе военных действий и оказавшиеся перед необходимостью исповедовать свою веру. В греческой традиции христиане, убитые мусульманами в эпоху османского владычества, обычно именуются новомучениками.

003.jpg
Святые Вячеслав и Людмила Чешская. Иконописная мастерская «Ярославль»

В Русской Церкви к мученикам также относятся страстотерпцы - святые, принявшие мученическую кончину не за исповедание христианской  веры, а ставшие жертвами чьих-либо злобы, коварства, заговора, корыстолюбия (иногда это были близкие и единоверцы). Так, в результате междоусобицы в 1015 г. были убиты князья Борис и Глеб. Их смирение и следование Христу в непротивлении мучителям воспринимались как христианский подвиг. По преданию, Евстратий, прмч. Киево-Печерский († 1097), вместе с другими киевлянами был захвачен в плен половцами и в Херсонесе продан некоему иудею-работорговцу. За отказ отречься от Христа иудей уморил киевлян голодом, а Евстратия распял на кресте. Мучениками почитаются преподобные  Василий и Феодор Киево-Печерские (Ɨ 1098), которые были замучены князем Мстиславом за то, что не открыли, где спрятано варяжское сокровище. Во время нападения крымских татар на Великое княжество Литовское погиб сщмч. Макарий, митр. Киевский († 1497).

Примером почитания мучеников-воинов является Меркурий Смоленский, в житии которого содержатся параллели с греческим сказанием об одноименном воине, пострадавшем при имп. Деции (249-251) в Кесарии Каппадокийской. К числу мучеников относится и ряд святых, погибших в бою во время татаро-монгольского нашествия (Георгий, великий князь Владимирский) или не пожелавших отречься от веры в Орде (Роман, князь Рязанский). Также среди мучеников почитаются убитые в XIII-XV вв. в результате политических интриг прмц. Евпраксия, княгиня Псковская; княгиня Иулиания Вяземская, Литовские мученики, пострадавшие от язычников при Ольгерде в 1347 г., и Юрьевские (Ливонские) мученики, во главе со сщмч. Исидором убитые католиками в XV в. За проповедь христианства язычниками был убит сщмч. Кукша Киево-Печерский († 1-я четв. XII в.). К мученикам причислен игум. Псково-Печерского монастыря Корнилий, убитый в 1570 г. царем Иоанном Грозным, однако митр. Филипп (Колычев), погибший при Иоанне Грозном, причислен к лику святителей. В Смутное время от польско-литовских отрядов пострадал патриарх Ермоген († 1612), в 1648 г. во время борьбы с униатами был замучен прп. Афанасий, игумен брестского моностыря. В 1671 г. казаками Степана Разина был убит Иосиф, митр. Астраханский.
Мученики, пострадавшие в период советской власти, в РПЦ называются новомучениками. Их подвигу и посвящен наш сайт.

Кто такие мученики и исповедники?

004.jpg
Мч. Иустин Философ. Монастырь Ставроникита на Афоне. 1546 г.

Христианское учение о мученическом подвиге складывалось в условиях гонений на Церковь, это было еще в Римской империи. В раннехристианских писаниях греческое слово мартис («мученик») приобрело специфическое значение, - это человек, который пролил свою кровь за веру Христову. 
Святые, подвергавшиеся гонениям, но оставшиеся в живых и скончавшиеся естественной смертью, именуются исповедниками. Особо почитаемых мучеников называют великомучениками, мучеников из числа священнослужителей - священномучениками, из числа монахов – преподобномучениками.

Изнеачально греческое слово мартис означало «мученик», «свидетель». В Книге пророка Исаии Господь называет верующих Своими свидетелями (мартирес), говорится о том, что народ Божий свидетельствует перед другими народами о Едином Боге (Ис 43. 9-12). Теме мученичества отведено место в Книге пророка Даниила (Дан 3 и 6): Даниил свидетельсвует веру во рву львином, отроки - в печи вавилонской славят Бога. Во время религиозных преследований при царе Антиохе IV Епифане (175-164 гг. до Р. Х) остро переживается тема мученичества, это видно по рассказу о подвиге братьев Маккавеев. Священномученик Климент Римский говорит о праведниках Ветхого Завета, подвергавшихся гонениям (ad Cor. 4).

005.jpg
Пророк Даниил во рву львином. Роспись в катакомбах свв. Марцеллина и Петра на Виа-Лабикана в Риме. IV в.

Сам Христос Спаситель именуется «свидетелем (о мартис) верным и истинным» в Откр 3. 14. Апостолы называются свидетелями Христа (Деян 2. 32). Слово мартис использовано по отношению к казненному за Христа архидиакону Стефану (Деян 22. 20). В 1 Послании Апостола Петра страдания христиан представлены как подражание Христу и участие в Его страстях.
Значение «мученик» закрепилось за словом мартис во II в., это видно по «Мученичеству Поликарпа, еп. Смирнского». Славянское «мученик» образовано от глагола «мучити» и не имеет смысловой связи с греч. мартис. По мнению В. Болотова, для славянских народов акцент в восприятии подвига мучеников делался не на их свидетельстве о вере, а на перенесенных ими страданиях.

                                                                                                                                          New Martyrs

Западное викариатство
Якорь 2
bottom of page