top of page

Такие близкие святые

Пепенин З.А 01.jpg

Свмч. Зосима Пепенин (1988 - 1937), пресвитер, священномученик.

Память 2 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

    Священномученик Зосима (Зосима Алексеевич Пепенин) родился 25 сентября 1888 года в деревне Пепенино Вятской губернии в бедной крестьянской семье, чай пили «с сахаром вприглядку». Он был четвертым ребенком. Люди, знавшие его мать, отмечали доброту как главную черту ее характера, это унаследовал и Зосима.
   Учился мальчик в церковно-приходской школе, отличался трудолюбием и охотно читал о древних отшельниках. Под впечатлением от их жизни он часто уходил в лес, рыл пещеры и уединялся в них для молитвы. О мальчике говорили: «Этот будет или попом, или монахом!» По окончании школы Зосима стал пастухом. Любовь к крестьянскому труду сохранил до конца дней.
   Каждую зиму отец и старшие братья уходили на заработки в город, где шили тулупы и шубы, тачали сапоги. В семнадцать лет и Зосима ушел вместе с ними. К тому времени он уже хорошо шил, ремонтировал обувь и столярничал, но, когда по весне пришла пора собираться домой, решил не возвращаться, а вместе с братом отправился на восток и поступил чернорабочим на железнодорожную станцию Миасс близ Челябинска, позже устроился в пекарню.
   Юноша ощутил жажду трудиться во славу Божию. В 1907 году Зосима пришел трудником в Челябинский женский монастырь, где пробыл до конца 1908 года, затем переехал в Томск и около двух лет был трудником в Богородице-Алексиевской обители. В Иркутске в 1911–1913 годах он был трудником в Вознесенско-Иннокентьевском мужском монастыре. Там Зосима познакомился со своей будущей супругой Александрой (1890–1969), дочерью известного миссионера, протоиерея Михаила Чирцева, просветителя тунгусов, бурят и якутов. С 1900 года Александра жила в епархиальном училище Иркутска. По окончании училища работала в иркутском Мариинском детском приюте для девочек — одном из лучших в России.
   Миловидная девушка владела двумя иностранными языками, играла на фортепиано и прекрасно пела. Многие добивались ее руки, однако она выбрала Зосиму. Избранник был статен, хорошо пел и рисовал, но главными качествами, отличавшими его от других молодых людей, были внутренняя чистота, неустанная молитвенность и неисчерпаемая щедрость души. Отец Михаил одобрил выбор дочери и венчал молодых летом 1913 года.
   После свадьбы Зосима держит экзамен на псаломщика и получает назначение в собор города Верхоленска, в 1914 году был рукоположен во диакона. Тем же годом в семье родилась дочь. Отец Зосима поступил в Иркутскую духовную семинарию, которую окончил в 1918 году. Семинария выпускала миссионеров для обращения в Православие населения Восточной Сибири, поэтому кроме классических языков здесь изучались китайский, монгольский, языки северных народностей. Миссионеры помогали «инородцам» создавать свои азбуки, составляли разговорники, вели издательскую деятельность.

Пепенин З.А 07a.jpg

    После окончания семинарии диакон Зосима был рукоположён во иерея и назначен настоятелем храма в селе Борисове Томской губернии. Здесь у них с матушкой родилось ещё трое детей. Во время Гражданской войны батюшка был взят в плен белогвардейским отрядом, но по просьбе местного населения освобождён. В августе 1919-го на Борисово напала банда анархиста Григория Рогова. Уголовники грабили людей на улицах, убивали крестьян, в доме священника устроили штаб, а самого отца Зосиму угнали в Барнаул. Однако благодаря Промыслу Божию и стараниями любящей жены батюшка вернулся домой.

    Летом 1921 года в южных районах России и Украины разразилась жестокая засуха и начался голод. Патриарх Тихон призвал верующих помочь голодающим, несмотря на это, в феврале 1922 года вышло предписание ВЦИК по массовому изъятию церковных ценностей в пользу голодающих, включая богослужебные предметы. Террор против Церкви стал политикой, прошёл ряд судов над духовенством.

    Через несколько месяцев батюшку арестовывают и помещают в Барнаульскую тюрьму. Матушка вместе с детьми перебирается в город, чтобы быть поближе к мужу. Там она снимает комнатушку и устраивается работать паспортисткой, ведь грамотных людей в Сибири в те времена было мало. Через некоторое время матушка нашла работу воспитательницы в детском приюте, сотрудников приюта обеспечивали бесплатным жильём. Её не торопились отпускать из паспортного стола, ей пришлось работать по совместительству. В 1922 году «за примерную работу» батюшку освобождают — и он вместе с семьёй возвращается в село, где ему разрешают служить в церкви.

Пепенин З.А 03a.jpg

В Барнауле семья переживает эпидемию чёрной оспы, кто-то пожертвовал детскую одежду, как потом выяснилось, от умерших детей. Девочки заболели, семья горячо молилась, болезнь отступила. Через год в семье рождается ещё сын, через три дня после рождения мальчика, батюшку опять арестовывают. Малыш оказался слабеньким и на десятый день умер. Священника отпускают отпеть и похоронить ребёнка и вновь сажают под арест. Через некоторое время отца Зосиму освобождают. В 1924 году рождается ещё один сын. Притеснения не прекращаются, отцу Зосиме грозит очередной арест, и в 1 925-м батюшкина семья перебирается в Иркутск. Уезжали, оставив все вещи и сказав односельчанам, будто отправляются повидать родных. В Иркутске жили родственники матушки.

    1920-е годы отец Зосима служил на разных приходах: он был настоятелем в церкви деревни Коза Ярославской губернии (1925—1927), священником в городе Любим Владимирской губернии, затем — в деревне Шапкино под Ковровом. Последнее назначение отец Зосима получает в 1929 году. Его переводят в Московскую область и назначают священником храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Крылатском Кунцевского района. 
   Отец Зосима с семьёй снимал комнату в частном доме на Можайском шоссе. Матушка Александра была регентом, организовывала занятия с детьми прихожан. Батюшка ценил и берег свою семью, в которой царили любовь и согласие. При этом матушка отличалась строгостью, а батюшка — ласковостью. Прихожане почитали отца Зосиму как неустанного молитвенника и любили за то, что он был добр и внутренне светел и радостен.
   В 1935 году Пасха выпала на 28 апреля, Первомай — на Светлую седмицу. Многие приходы остались тогда без своих пастырей. Арестовали и отца Зосиму, в Великую Субботу по доносу, за агитацию против советской власти. Стандартное обвинение. Накануне после вечерней службы к нему подошёл благообразный пожилой человек, которого он не видел ранее. Старичок негромко предупредил: «Вы, батюшка, завтра в церковь не приходите. Вас арестуют».
   Дома отец Зосима рассказал матушке Александре об этой странной встрече, а ещё о том, что облик неизвестного напомнил ему образ святителя Николая Чудотворца. При этом батюшка пожал плечами: Как может священник не прийти в храм, когда христиане соберутся к Празднику? Как не освятить пасхальные куличи? Пусть свершится то, чему быть надлежит, ведь Спаситель призывал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой… кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Мф. 16, 24—25). Отец Зосима последовал за Христом…

Пепенин З.А 06a.jpg

    Ближе к вечеру сотрудники НКВД ворвались в дом священника, но ничего «крамольного» не нашли. Тогда же состоялся первый допрос, за которым последовали очные ставки. Обвиняемый Шаров показал: «Пепенин, будучи в Сибири при белых, имел там хозяйство — пять-шесть коров и прятал хлеб в землю». Свидетель Дремина утверждала: «Пепенин говорил, что скоро будет война, что в Москве много закрывают церквей против желания верующих и высылают священников. Сейчас коммунисты на Церковь устраивают гонение».
   Ни одного показания против себя отец Зосима не подтвердил, обвинение в антисоветской агитации не признал. Священник настаивал: единственной темой разговоров между ним и прихожанами были вопросы богослужебные Лишь один факт признал батюшка. На вопрос прихожанина: «Почему вы не бросите службу?» — отец Зосима ответил: «Я — человек верующий».

    В обвинительном заключении написано: «Пепенин Зосима Алексеевич, псаломщик Шаров Василий Николаевич, певчий церковного хора Мухин Семён Васильевич, имея тесную связь между собой, проводили организованную систематическую антисоветскую агитацию». 11 октября 1935 года Особое совещание постановило Пепенина за участие в контрреволюционной группе заключить в лагерь на три года. В Бутырской тюрьме отец Зосима провёл восемь месяцев, свидания с родными не предоставляли, передачи принимали крайне редко. Перед отправкой состоялось «общее свидание», во время которого в течение нескольких минут можно было разглядеть отца Зосиму в толпе заключённых, отправлявшихся по этапу. Матушка, пережившая несколько арестов мужа, почувствовала, что видит его в последний раз… Через девять месяцев семья получила официальное извещение о том, что З. Пепенин выслан в Караганду и является врагом народа. Письма приходили редко. В последнем письме батюшка писал, что его должны скоро перевести на свободное поселение. 
   19 сентября 1937 года, в день предполагавшегося перевода, батюшка был вновь арестован по обвинению в том, что «поддерживая тесные отношения с враждебно настроенными к советской власти… проводил агитационную работу, говоря, что при царе Николае рабочему классу жилось лучше». В предъявленном обвинении виновным он себя не признал. Решением тройки при УНКВД священник был приговорён по статье 58, п. 10 и 11 за «антисоветскую монархическую агитацию» к расстрелу. Отец Зосима принял мученическую смерть 2 ноября 1937 года. Место его погребения неизвестно.
   Постановлением Президиума Карагандинского областного суда от декабря 1957 года постановление тройки отменено и дело в отношении Пепенина прекращено за отсутствием состава преступления. Совместным заключением Областной прокуратуры и Управления КГБ по Карагандинской области от апреля 1 989 года священник Зосима был реабилитирован. 
   Священномученик Зосима прославлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 000 года. Память его совершается 20 октября / 2 ноября, а также в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

New Martyrs

bottom of page